Когда обращаются к текстам Танаха, или Ветхого Завета, то обычно особое внимание уделяют осмыслению священных событий, исторических фактов, размышляют над нравственными проблемами человеческого бытия. Но Ветхий Завет может служить также и своего рода энциклопедией музыкальных инструментов. Целью данного доклада является попытка суммировать упоминания об инструментах в Ветхом Завете и обобщить те. сведения, которые существуют на данный момент о библейских инструментах. Библейские цитаты приводятся по изданию Российского Библейского общества (Москва, 1995). Хочу обратить внимание на то, что перевод Библии - в части музыкальных инструментов - сделан неточно: выпущены отдельные фразы, которые есть в исследовательской литературе, названия инструментов сводятся к общеизвестным - лира, гусли, барабан, труба. Ветхий Завет содержит большое количество упоминаний музыкальных инструментов: струнные - киннор, нэвэл, азор; духовые - угаб, халил, шофар, хацоцра, ударные - тоф, па'амоним, силслим, мзилътаим, шалишим. Остановимся на наиболее интересных на наш взгляд инструментах. Первые упоминания музыкальных инструментов в Ветхом Завете встречаются на страницах Книги Бытия (4:21) - это угаб и киннор. УГАБ (ugab, ugav, евр: 'ugab) - тростниковая дудочка. Согласно первой Книге Ветхого Завета, Йувал, сын Лэмэха, был родоначальником "всех играющих на гуслях и свирели" (киннор и угаб). Везде, где упоминается угаб, речь идет об инструменте, который отличается от струнных, однако, более точных сведений не приводится (Бытие 4:21, Книга Иова 21:12, 30:31). Скорее всего, название угаб происходит от слова агаб, что в переводе может означать "страстно любить". По-видимому этот инструмент мог подражать крику животных и птиц в брачный период. На нем часто играли пастухи. Встречается он и у других народов - в Палестине, Месопотамии, Египте, в древней Аравии. Угаб не использовался в Храме и был чисто светским инструментом. Духовой инструмент, о котором пойдет речь далее, впервые упоминается в Книге Пророка Исайи (5:12), но раввинистическая традиция относят его ко времени Моисея (около 1250 г. до н.э.). Это ХАЛИЛ (асир. halalu, греч. aulos). Название этого инструмента происходит от глагола "halal", что означает "резкий", "пронзительный". Изначально халил имел цилиндрическую форму, напоминающую форму инструментов Месопотамии и Египта. Позднее халил постепенно изменялся и приобрел коническую форму. Подтверждение этому - изображение инструмента на монетах времен восстания Бар-Кохбы (132-135 гг. н.э.). Большие размеры, тростниковый мундштук, диск, поддерживающий губы, и колокольчик. Форма инструмента как бы предугадывает современный арабский гобой под названием замра. Талмудический трактат "Арахин" (Arachin 2:3) говорит о том, что перед алтарем играли на халиле. Инструмент звучал и вне Храма: во время радостных празднеств и на траурных церемониях (Матфей 9:23). В апокрифических деяниях апостолов говорится о том, что халил использовался для достижения определенного экстатического состояния духа. КИННОР (араб. kinnarat, сем. kinnaru, kinirtalla, kinnor, kinnorim, kimorot, kinnara - разг. ед. ч.) - это лирообразный струнный инструмент. Он, как и угаб, связан с именем Йувала, праотца музыкантов. Слово имело две формы множественного числа: для мужского рода - киннорим, для женского - киннорот. По свидетельству Септуагинты (3 -1 в. до н.э.), слово киннор воспринималось родственным слову кифара, что означает "20 из 40". Вульгата, латинский перевод Библии (около 400 г. н.э.), называет киннор ситарой. Тот же лирообразный инструмент в Египте имел название к'нн'р. Материалом для него служило дерево, вероятно обычный кипарис, украшенный сплавом из серебра с золотом или янтарем. Что же касается формы киннора, то можно предположить несколько вариантов его строения. На монетах, вычеканенных в Палестине (132-135 гг. н. э.), изображается кифар с изогнутыми контурами и горизонтальными планками. Иной источник - комментарии Абрахама бен Мейра ибн Эздры (12 в.) к Книге Даниила, в которых говорится, что киннор имел форму канделябра (напоминающую традиционную еврейскую менору). Наверное такую маленькую, округлой формы лиру держали с наклоном, удалив верхний конец от играющего также, как и в известных сирийских лирах той эпохи. Струны - миним (minnim) киннора делались из овечьих кишок. В процессе игры струны можно было либо натянуть, либо ослабить. Согласно Мишне, инструмент имел семь струн. Древне-иудейский историк Иосиф Флавий (род. в 37 г.) говорит о нем как о десятиструнном, причем струны перебирались с помощью плектора. Они, вероятно, настраивались по пентатоническому звукоряду, и общий диапазон инструмента составлял две октавы. Наличие плектора дает возможность предположить, что киннор был аккомпанирующим инструментом. Вторая Книга Паралипоменон и Первая Книга Царств называют его термином лшарим (lsarim) - "принадлежность певцов". В Первой Книге Паралипоменон (16:42) эти инструменты называют клешир (klesir), т.е. инструменты для пения. Иной способ игры на кинноре - щипком без помощи плектора - описан в Первой Книге Царств (16:23). Тот же метод звукоизвлечения на арфообразном инструменте существовал в Египте и Греции. Неоднократное упоминание киннора в Ветхом Завете дает возможность сделать вывод, что инструмент был широко распространен в древнем Израиле. По-видимому, он применялся в различных сферах жизни. На нем играли в Храме, прославляя Бога. На нем играл Давид, исцеляя Саула, играли на нем и блудницы (Исайя 23:16). В Храме никогда не звучал одинокий голос киннора - девять инструментов (как минимум) соединялись в хор (Вавилонский Талмуд, Ara Kir, гл. 2). Мелодии, которые исполняли на кинноре, обычно были радостными. Поэтому, когда началось Вавилонское пленение, евреи повесили свои кинноры на ивах: "Как можно петь веселые песни в чужой стране?". И пророки в проповедях говорили о том, что если этот инструмент является символом радости и счастья, то он должен молчать, пока люди не перестанут грешить, а Бог не избавит их от наказания пленом. Возможно после этого киннор стал более светским, нежели храмовым, инструментом. Название ударного инструмента ПА'АМОНИМ (pa'amonim) происходит от слова па'ам (звенящий). Инструмент представлял собой маленький колокольчик или погремушку. Законом, данным Богом, было точно сформулировано, во что одеваться первосвященнику, когда он подходил к Скинии Завета (Исход 28:33-35). Очевидно, что па'амоним использовался как защита от злых духов, которые имеют обыкновение посещать святилища и пороги храмов. Первосвященник нуждался в защите не внутри Храма, а при выходе из него. В древней Иудее был широко распространен инструмент ХАЦОЦРА (труба). В Танахе очень подробно описывается, в каких случаях ею пользоваться, из какого материала она была сделана и какое количество труб должно исполнять те или иные мелодии (Книга Чисел 10:1-10). Хацоира использовалась в важнейшие моменты жизни иудеев: при молитве; при созыве Собрания; при жертвоприношении. Труба звучала, оповещая о начале войны. По своему внешнему виду древнееврейская труба соответствовала египетской. Часто она изготовлялась из драгоценных металлов - золота и серебра. По описанию Иосифа Флавия, хацоцра - это прямая труба "длиной немногим менее локтя", заканчивающаяся раструбом. Описание подтверждается изображениями еврейской трубы на римской арке, воздвигнутой в честь императора Тита (70г.). Что же касается соединения еврейских труб парами, о котором говорится в Танахе, то здесь нет ничего необычного. Известны металлические трубы нордического бронзового века, так называемые лурер, которые археологи почти всегда находили парами. Древнеафганские металлические трубы тоже всегда звучали попарно. Такого рода трубы сохранились и в наше время в Индии, на Тибете, в Румынии и Литве. На двойных трубах, вероятно, играли либо одновременно, либо попеременно. Если одновременно, то труба издавала звуки разные по высоте, если попеременно - то тот же самый звук. Инструменты, о которых говорилось выше, были исключены из молитвенного обихода в знак траура о разрушении Второго Храма. В докладе рассмотрены такие древние еврейские музыкальные инструменты, как угаб, халил, киннор, па'амоним, хацоира. За пределами доклада остались инструменты - - шофар, азор, нэвэл, тоф, мнааним, шалишим, силслим, мзильтаим, магрфа. К сожалению. Ветхий Завет не дает о некоторых из этих инструментов достаточных сведений. Тема "Музыкальные инструменты в Танахе" требует дальнейшего подробного и глубокого изучения.